Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
440 М. Ш. Хизриева Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Бабушкина РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ Синдром дефицита внимания (СДВ) – дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), прояв- ляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [13, c.14]. Как и при нормальном развитии, ребенок с СДВ проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества, особо подчеркивая связь воображения с мышлением, показывая, что у детей с СДВ воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функ- цию. Однако, многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточ- но изученными, в частности: не изучены особенности воображения детей с СДВ младшего школьного возраста в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны программы диагностики вооб- ражения у этих детей; не выделены уровни развития воображения, позволяю- щие проследить динамику развития этого процесса в возрастной и индивиду- альной логике; не разработаны рекомендации по устранению негативных сторон развития воображения. Однако специальных исследований, посвященных формированию вообра- жения младших школьников с СДВ, не проводилось. Таким образом, актуаль- ность выбранной темы исследования определяется как малоизученностью про- блемы воображения младших школьников с синдромом дефицита внимания, так и значимостью процессов воображения не только в ходе воспитания и обу- чения в школе, но и для последующей жизни данной категории детей. Именно решению данной проблемы было посвящено наше исследование, целью которого стали коррекция и развитие воображения детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. Гипотеза: предполагаем, что развить воображение детей младшего школь- ного возраста с синдромом дефицита внимания можно с помощью составлен- ной коррекционно-развивающей программы. С целью экспериментальной проверки гипотезы составлена и реализована диагностическая программа. В нее входят следующие методики: методика «Сво- бодный рисунок» автор методики Г. Рид (определение уровня сформированно- сти невербального воображения); методика «Неоконченный рисунок» автор ме- тодики Л. Ю. Субботина (выявление способности к воображению и целостному восприятию); методика «Придумай игру» автор методики Е. А. Панько (выявле- ние уровня развития творческого воображения); методика «Придумай рассказ» автор методики Р. С. Немов (изучение творческого воображения дошкольников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=