Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

44 А. В. Борткевич Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Е. Булаева ОБРАЗ РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В современном обществе СМИ являются главным орудием воздействия на общественное мнение, формирования определенных национальных стереоти- пов. В своем учебном пособии Э. В. Будаев, М. Б. Ворошилова, Е. В. Дзюба, Н. А. Красильникова исследуют дискурс общественного мнения, который сло- жился на сайтах СМИ Великобритании в ответ на российско-грузинский поли- тический конфликт 2008 года. Учитывая современную политическую ситуа- цию, вопрос об образе России в статьях английских и американских газет, а также сопоставление его с образом, сформированным по результатам иссле- дования указанных выше лингвистов, представляется актуальным. Материалом настоящего исследования стали статьи английских и американских газет The Washington Times, The New Republic, The Wall Street Journal, The Sunday Times, The Telegraph, Foreign Policy, The Times, Forbes, The Christian Science Monitor, Newsweek, опубликованные в период с марта 2014 года – с момента вхождения республики Крым в состав Российской Федерации – по май 2014 года. Кроме того, для сопоставительного анализа использовались переводы этих статей в сетевом издании Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире. «В условиях информационной войны концептуальные метафоры – это не только отражение мнения каждого человека, но и средство формирования об- щественного мнения». [1, с. 220] Можно сказать, что победителем в информа- ционной войне является тот, кто сумел создать наиболее яркий отрицательный образ противника, тем самым вызвав нужный отклик у аудитории и сформиро- вав определенное общественное мнение. В ходе данного исследования было изучено 53 статьи и проанализировано 5 метафорических образов России. Интересен тот факт, что на момент начала конфликта в марте 2014 года англоязычные СМИ характеризовали Россию и ее политику, чаще используя нейтральную лексику. По мере усиления междуна- родного напряжения, количество колких метафор и эпитетов увеличивалось. Приступим к практическому анализу изменения метафорического образа Рос- сии в период с марта по май 2014 года. Как и у Э. В. Будаева, М. Б. Ворошило- ва, Е. В. Дзюбы, Н. А. Красильниковой, весь полученный материал был распре- делен по разным метафорическим моделям, которые и будут описаны далее. В исследовании указанных лингвистов наиболее частотной метафорой ста- ла модель «РОССИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ». С 2008 года восприятие миро- вой общественностью России изменилось, и в данном исследовании наиболее часто встречающейся оказалась модель «РОССИЯ – ПУТИН». 1. Vladimir Putin’s annexation of Crimea… (The Washington Post)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=