Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

438 – адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли [4]. Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества [1, c. 152]. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются пока- зателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психичес- кой адаптации личности. Анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить факторы риска нарушения психологического (психического) здоровья детей. Одним из факторов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессовая система организации образовательного процесса. До 80 % учащихся постоянно испытывают «учебный» стресс. Важной чертой его проявления является повышенная тревожность. Нормальному развитию школьника способствует отсутствие деструктив- ного внутришкольного конфликта. Дестуктивными называют конфликты, пре- пятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений [2]. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологиче- ский конфликт. Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги является показателем нарушения психологического здоровья. Школьная тревожность – это понятие, включающее разные аспекты устой- чивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волне- нии, повышенном беспокойстве в учебном процессе, во взаимоотношении с одноклассниками, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, родителей. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание все- гда сопровождается тревогой. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказы- вать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние [1, c. 152]. Как же предотвратить негативное влияние ряда факторов образовательной среды на психологическое здоровье учеников? Для обеспечения психологиче- ского здоровья учащихся необходимым является проведение в различных учеб- ных заведениях медицинскими работниками, психологами и другими компе- тентными лицами ряда мероприятий по формированию у молодежи системы альтернативных увлечений, позитивных социально ориентированных устано- вок. В школе необходимо создать для детей такую атмосферу, чтобы они чув- ствовали себя успешными. Важно создавать «ситуацию успеха», развивать уве- ренность в себе. Нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личной недостаточности. Подводя итог, следует подчеркнуть, что именно от учителя в основном за- висит состояние психологического здоровья учащихся в период их пребывания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=