Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

437 У. П. Халяпина Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ В последние годы наметилась положительная тенденция более вниматель- ного отношения к психологическому здоровью учащихся. В отечественной науке проблемой психического, психологического здоровья детей занимались учёные В. В. Лебединский, О. В. Хухлаева, М. М. Безруких. Они рассматривали здоровье школьников в контексте проблем их поведения и обучения, разраба- тывали систему специализированных занятий и консультаций. Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. Существует множество определений понятия "здоровья": как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность; как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое или психическое здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья. Под понятием «психологическое здоровье» подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в поведении (О. В. Хухлаева). Оно отражает особенности генезиса личности и её психического развития. В ряде случаев исследователи употребляют понятие «психическое здоровье», опираясь на трактовку данного понятия одним из основоположников гуманистического направления в психологии А. Маслоу (В. Г. Казанская). У школьника – это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности. Соответственно, психическое здоровье означает несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения [3, с.189]. Главные критерии психологического здоровья: – позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира; – высокий уровень развития рефлексии; – наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности; – успешное прохождение возрастных кризисов;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=