Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
435 детского мышления, оно имеет и значительные особенности. Эти особенности обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у глухих и сла- бослышащих детей из-за недостатка слуха, что проявляется даже в условиях специального обучения. У детей данной категории формирование мыслитель- ных операций задерживается уже в дошкольном возрасте. В школьный период это отставание становится еще более заметным. У слабослышащих детей наблюдается замедленный переход с одной ста- дии развития мышления на другую. Если обратиться к познавательной деятель- ности глухих в целом, то необходимо будет отметить несоразмерность роли словесно-логического и наглядно-образного мышления в пользу последнего. У слабослышащих детей тоже происходит задержка в развитии мышления. Для изучения особенностей развития наглядно-действенного мышления слабослышащих детей среднего дошкольного возраста нами была разработана диагностическая программа. Учитывая цели и задачи исследования, были отобраны следующие методики: 1. Методика «Разбор и складывание пирамидки», автор С. Д. Забрамная. 2. Методика «Исключение неподходящей картинки», источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях. 3. Методика «Разрезные картинки», автор С. Д. Забрамная. 4. Методика «Коробка форм», автор С. Д. Забрамная. 5. Методика «Достань ключик», автор Е. А. Стребелева. Исследование проводилось на базе ГДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции недос- татков в физическом и психическом развитии воспитанников № 1» г. Тулы для детей с нарушениями слуха. В исследовании приняло участие 5 слабослыша- щих детей среднего дошкольного возраста (2мальчика/ 3 девочки). В ходе экспериментальной работы были выявлены такие особенности раз- вития, как затруднение в понимании наглядно-образных заданий непосредст- венно связанные с недоразвитием у детей понятий, а также неумение конкретно устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Переход к наглядно-образному мышлению предполагает оперирование представлениями, сформированными в процессе зрительной ориентировки. Ре- шение наглядно-образных задач, предполагающих зрительную свернутую ори- ентировку, также представляет трудности для большинства необученных до- школьников с нарушениями слуха. При этом дети отстают от своих слышащих сверстников тем больше, чем медленнее овладевают словесными обозначения- ми и включаются в речевое общение. Таким образом, развитие наглядно-действенного мышления протекает у детей, имеющих нарушения слуха, с некоторыми количественными и качест- венными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей. Одним из важных направлений коррекционной работы с детьми со слуховой депривацией, начиная с раннего возраста, является целенаправленная работа по формированию, прежде всего, наглядно-действенного мышления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=