Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

434 О. К. Хаджиева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. С. Сороцкий ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три ос- новные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно- образная и словесно-логическая. Итогом интеллектуального развития дошколь- ника является высшая форма наглядно-образного мышления. Мышление – высшая ступень познания человеком действительности, высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. В ряде исследований А. А. Люблинской, А. В. Запорожца показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребе- нок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет. А. Валлон и Ж. Пиаже исследовали условия пе- рехода от сенсомоторного (наглядно-действенного) к допонятийному интел- лекту (образному мышлению). Исследование П. Я. Гальперина, и других оте- чественных психологов показали, что умение оперировать своими представлениями (уровень образного мышления) в значительной степени за- висит от содержания и методов обучения. Исследования Н. Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной дея- тельности ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явле- ний и отражает их в образной форме. В форме представлений, которые в сово- купности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний. Работы по специфике детского мышления А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Л. И. Божович, А. А. Люблинской, Л. А. Венгера, Г. И. Мин- ской, Н. Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью. Наглядно-действенное мышление, являясь психологическим новообразо- ванием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-действенного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готов- ность к развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления. Обзор литературы по данному вопросу показывает, что, хотя развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим законам развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=