Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

428 Перечень причин, недостатков можно продолжить. Однако их уже доста- точно, чтобы отметить противоречия между идеями о том, что общеобразова- тельная школа должна формировать целостную систему универсальных зна- ний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, и реальным состоянием дел. Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения старшеклассни- ков при выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профес- сиональной карьеры. Таким образом, анализ ситуации позволяет определить следующие задачи: – воспитать у учащихся потребность к самоопределению; – совершенствовать знания подростков о себе, своих личностных особен- ностях, интересах, склонностях. Дать подростку почувствовать радость самопо- знания, помочь осознать свою неповторимость; – расширить систему представлений о мире современных профессий, их содержании, востребованности; – ознакомить учащихся с системой профессиональной подготовки в России. Эти задачи в период педагогической практики на 4 и 5 курсах мы попыта- лись решить на основании элективного курса «Я и выбор профессии», изучение которого составило основу формирующего этапа эксперимента. На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что основны- ми проблемами в выборе профиля обучения были незнание выбора профессий и своих возможностей. По этому, содержание и методика изучения элективного курса были подченины этим идеям. Ведущая педагогическая идея заключается также и в том, чтобы через за- нятия элективного курса актуализировать у учащихся процесс профессиональ- ного и личностного самоопределения, повысить самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации. Специфика элективного курса такова, что исключает традиционные для школы отношения между учителем и учеником. То, что на других уроках воз- можно – авторитарный способ воздействия, системы оценок, контроль усвоения знаний – здесь просто недопустимо. Сам учитель должен быть открыт и естест- венен. В данном случае учитель должен выступать проводником информации и профессионального роста ученика. Содержание курса отобрано, исходя из поставленных задач, обозначенных выше. Программа построена следующим образом: сначала ученик знакомится с миром профессий, затем познает свой внутренний мир, знакомится с личност- ными особенностями и только после этого принимает решение о профессио- нальном выборе, продумывает пути его реализации. Для проведения занятий я в процессе педагогической практики использо- вала следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творче- ские задания. Очень важно при подборе методик использовать принцип разно- образия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Значительное место отво- дится активизирующим методикам, которые направлены на вооружение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=