Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

427 Э. М. Филимонова Факультет технологий и бизнеса, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. М. Заёнчик ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социаль- но-педагогическая задача школы. Проблема самоопределения становится акту- альной как для самого ученика, так и для общества. Переход на профильное обучение актуализировал необходимость проведе- ния специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям по- мощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индиви- дуальных способностей и возможностей. Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Нередко, они делают этот выбор под влиянием случайных факторов, например, за компанию с товарищами, по совету взрослых (а они час- то переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информа- ции о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. По данным региональных органов по труду, составивших примерный пере- чень дефицитных специальностей, первую десятка занимают в основном рабочие специальности и сферы услуг. Но выпускники с упорством несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера. Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы и, как следствие этого, оказываются невостребованными и вынуждены работать не по специальности. Результаты диагностических обследований и анализ бесед с учащимися по- казали, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстроить свое будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особен- ностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. К причинам сложившегося положения следует отнести: – отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопрово- ждении подготовки кадров еще со школьной скамьи; – нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагоги- ческой поддержке самоопределения школьников (главное, по их мнению, дать знания, а все остальное само собою разрешится); – отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи сво- им детям в решении данных вопросов; – слабые контакты между школой и ступенями профессионального образо- вания не только в аспекте преемственности содержания образования, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=