Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

425 С. В. Феофилова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Проблема развития эмоций, и частности появления и проявления тревож- ности, ее роль в регуляторной деятельности поведения ребенка является одной из наиболее важных, сложных проблем психологии и педагогики. В психологи- ческом словаре под редакцией Давыдова В. В. тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испыты- вать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и та- ких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают. Ос- новными компонентами тревожности являются: тревога, страх, беспокойство, следовательно, необходимо рассмотреть данные понятия.[2] В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справлять- ся – это стресс, вызываемый страхом и тревогой. Тревожащиеся дети чего-то опасаются, но не знают, чего именно. Детские страхи, тревоги в случае нор- мального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. У тревоги много при- чин. Среди них на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Также отвержение, не- приятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удов- летворения потребности в любви, в ласке и защите. [1] Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя и ребенка: превалирование авторитарного стиля общения или не- последовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ре- бенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требова- ния взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки. Многие исследователи детского развития отмечают, что каждый ребенок переживает периоды «повышенной чувствительности» к окружающему миру, когда он становиться менее защищенным и появляются страхи, тревоги. Тре- вожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. При состоя- нии беспокойства страх прячется в различных темных закоулках психики, вы- жидая подходящего момента для проявления. Дети с различными нарушениями речи испытывают большие затруднения в общении, причем эти трудности как объективного, так и субъективного плана. У дошкольников с нарушением речи различное отношение к своим речевым дефектам. Одни совершенно безразличны к ним, другие настолько тревожны и ранимы, что значительно затрудняет общение с ними. Среди таких детей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=