Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

423 А. С. Федотова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ Изменения в развитии личности, происходящие на разных возрастных эта- пах, обусловлены ведущей деятельностью. В дошкольном возрасте такой дея- тельностью является игра. Определения слова игра разнообразны. В энциклопедическом словаре – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее ре- зультатах, а в самом процессе. В психологическом словаре игру представляют как активность индивида, направленную на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Педагогическая наука рассматривает игру как вид детской деятельности, который используют взрослые в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются память, внимание, воображение, дисциплини- рованность, ловкость и другие качества. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Подтверждение данных суждений можно найти в работах великих отече- ственных педагогов. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Игра – это естественный способ обучения социальным навыкам. Со- блюдение правил игр, ожидание своей очереди, соперничество, переживание неудачи – все это пригодится ребёнку в будущем. Также, о том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, возвышенные мотивы игры, говорят исследования советских психологов (А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) Однако следует отметить, что умение играть возникает не путем автомати- ческого переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в пред- лагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры под- растающему поколению. А. В. Запорожец указывал на необходимость изучения детской игры, начи- ная с раннего детства, выявления движущих причин и закономерностей её раз- вития, своеобразия её содержания на различных возрастных ступенях. Таким образом, в зависимости от возраста детей и цели, поставленной пе- дагогом, используют разные виды игр.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=