Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

410 Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исследо- вание самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»» (В. Г. Щур), мето- дика определения эмоциональной самооценки (А. В. Захаров), методика Демо- Рубинштейн. По результатам диагностики получены следующие результаты: − с помощью методики «Лесенка» мы выявили, что большинство детей считает себя хорошими, добрыми, красивыми, добрыми. Некоторые так же счи- тают себя старательными и умными; − с помощью методики определения эмоциональной самооценки (А. В. За- харов) мы выявили, что у 2 из 5 детей – завышенная самооценка, у 1 – зани- женная и у остальных – адекватная. Так же 3 из 5 детей больше тянуться к друзьям, а остальные двое – к матери; − с помощью методики Демо-Рубинштейн мы выявили, что 25 % детей име- ют низкий уровень развития своих качеств, 35 % – средний, 40 % – высокий. Самооценка является одним из основных новообразований дошкольного воз- раста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям: − возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оцени- вает ребенок; − самооценка от общей переходит к дифференцированной; − возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на буду- щее. [4] Особенности проявления самооценки различаются по некоторым крите- риям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой. Таким образом, по итогам нашей работы, можно сделать вывод о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления само- оценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития. Литература 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2002. 2. Панферов, В. Н. Вопросы психологии / В. Н. Панферов. – 1990. – № 7. – С. 59–65. 3. Реан, А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. А. Реан. – СПб., 2004. 4. Олпорт, Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. – СПб., 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=