Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

409 И. А. Степанова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему ин- дивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответ- ствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личност- ных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определен- ное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности. Истоки умения оценивать себя закла- дываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты. [1] Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого се- бя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адек- ватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соот- ветствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. [2] В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной, ис- следованию проблемы развития самооценки уделено большое внимание. Про- блема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л. И. Бо- жович, И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О. А., Божович Л. И., Горбачевой В. А., Захаровой А. В., Липкиной А. И., Лисиной М. И., Мухиной В. С., Савонько Е. И., Уманец Л. И. и другие. [3] Мы провели диагностическую работу с целью выявления у детей старшего дошкольного возраста особенностей проявления самооценки. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 125-детский сад комбинированного вида. В выборку вошли 5 детей 5–6 лет, из них 2 девочки, 3 мальчика. Нами составлена диагностическая программа, направленная на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=