Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

408 мостоятельность придает личности внутреннюю определенность, социальную значимость, чем способствует значительному ускорению темпов ее созревания. Процесс развития самостоятельности сложен и противоречив. Это объясня- ется не только многомерностью самого качества, но и другими причинами. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические и социальные условия (влияние семьи, уровень обучаемости в школе и др.). Становление самостоятельности – это длительный и сложный период в жизни человека. Самостоятельность детей младшего школьного возраста со- четается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С од- ном стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно вы- ражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать раз- витие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям Педагоги выделяют следующие основные этапы формирования и развития самостоятельности. 1 этап. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копи- руя их действия (этап подражания). 2 этап. Ребята в состоянии выполнить часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности). 3 этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоя- тельно в повторяющихся ситуациях, в любых наиболее знакомых видах дея- тельности (этап более полной самостоятельности). Самостоятельность – это не только отсутствие помощи взрослых, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу. Таким образом, самостоятельность учащихся в процессе обучения – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимуще- ственно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. Предпосылки развития самостоятельности не гарантируют успешного формирования у подрастающего человека этого качества. Без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Литература 1. Струминский, В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского / В. Я. Струминский. – М., 1957. 2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. –М., 2008. 3. Левчук, Л. А. Формирование учебной самостоятельности младших школьников как способ развития универсальных учебных действий обучаю- щихся / Л. А. Левчук // Нач. школа. – 2014. – № 6. – С. 17.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=