Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

407 работы. Для этого, по его мнению, не следует давать детям домашних заданий до тех пор, пока они не владеют правильным навыком самостоятельной работы. В 20-х годах ХХ века определенную роль в развития теории самостоятель- ности учащихся сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуали- зации обучения. В работах Д. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, Л. С. Вы- готского раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятель- ности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении. В современной педагогической науке самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность учащихся выражается через индивидуальную или кол- лективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного ру- ководства учителя. Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных ас- пектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Само- стоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учеб- ной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и разви- вается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст особый самоценный период, в котором разви- ваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подрост- ковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически гра- мотно выстроить «технологию» процесса воспитания. Существенную роль при развитии самостоятельности играют психологические и возрастные особенно- стей детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и про- тиворечивостью. Бесспорно, подобные проявления тормозят развитие самостоя- тельности детей. Но видеть только это – значит недооценивать самоценность данного периода, не считаться с тем, что именно на этом этапе могут развивать- ся, а могут и увянуть, не развившись, важнейшие качества личности. Психологические особенности младших школьников, их природная любо- знательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готов- ность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты ха- рактера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, вы- держка. В этой связи актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей. Познавательная самостоятельность как свойство психики характеризуется внутренней потребностью человека в знаниях, умениях их приобретать из раз- личных источников и творчески использовать в практической деятельности. Са-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=