Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

406 Е. А. Степанова Факультет психологии, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы со- временной школы призвана активизировать процесс становления самостоя- тельной личности, создавая условия для ее самовыражения, подготовки уча- щихся к жизни. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной дея- тельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Фор- мирование и развитие самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического, психического здоровья и самостоятельности. Активизация самостоятельности школьников в учебной и других видах деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогиче- ской теории и практики. Решением этой проблемы занимались Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Р. Львов, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, В. А. Онищук, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина, В. В. Давы- дов, Д. Б. Эльконин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Г. А. Цукерман и др. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об- щего образования предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отве- чающих требованиям информационного общества; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: самостоятельное успешное усвоение обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; готовность и способность их к саморазвитию и само- стоятельному принятию решений. В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ве- дущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о раз- витии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогиче- ской системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения. Придавая большое значение развитию у детей умения работать само- стоятельно, К. Д. Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных заня- тий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=