Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

404 Таблица 1 Сравнительная таблица ключевых слов, используемых для описания подземелья в реальной жизни и на картине Р. Ашера The vault on the small picture of R. Usher The vault in which was placed the lady Madeline immensely long long unopened low walls (smooth, white) oppressive atmosphere exceeding depth damp no outlet without light no torch, but a flood of intense rays great depth ghastly splendour Из таблицы видно, что при описании подземелья на картине Р. Ашера, Э. А. По использует такие слова и выражения с положительной коннотацией, как smooth, white, intense rays, splendor , что создает вполне приятный образ. Однако ключевым в этом ряду, а может быть, и во всем рассказе является вы- ражение “no outlet” – «выхода нет». Автор не дает никаких вариантов выхода из создавшейся ситуации (только в «глубокие воды зловещего озера» – “deep and dank tarn”). Подземелье реального мира мрачнее. Здесь уже используются слова с негативной коннотацией long unopened, oppressive atmosphere, damp, without light. Используя такую лексику, автор очень хорошо передает атмосферу этого пространства. По своей структуре пространство в произведениях Э. А. По часто моното- пическое, что очень часто делает ситуацию еще более трагичной. При монотопи- ческой структуре текстовое пространство организуется вокруг одной точки: это может быть комната, город, деревня. В рассказе «Колодец и маятник» основное действие происходит в тюремной камере, в рассказе «Сердце-обличитель» страшное по своей жестокости убийство совершается в квартире старика, в рас- сказе «Маска красной смерти» местом действия оказывается укрепленный мона- стырь, в котором не смогли спастись от «Красной смерти» принц Просперо и его приближенные. Судьба жертвы, попавшей в границы монотопического про- странства, очень часто предрешена, аналогию можно провести с мышью, попав- шей в мышеловку (исключения возможны, но очень редко). Часто «падение» приобретает вид «падение в воду». Функцию воды в дан- ном контексте может выполнять река, озеро, море, лужа и др. Вода в различном виде появляется в жизни героя. Проводя корреляцию с эпилепсией, появление «воды» в «темных» текстах Э. А. По можно объяснить возможностью возник- новения эпилептического припадка при погружении тела в воду. При эпилеп- сии также имеется нарушение водно-солевого обмена. Поэтому в «темных» текстах часто идет дождь – “It was now fully night-fall? and a thick humid fog hung over the city, soon ending in a settled and heavy rain” (“The Man of the Crowd”), персонажи оказываются на море (“The Oblong Box”), под водой (“A Descent into the Maelstrom”), падают в лужи, пьют алкоголь (алкоголь как раз- новидность жидкости) (“The Cask of Amontillado”).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=