Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

401 К. Н. Старикова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Разоренов ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В «ТЕМНОМ» ТЕКСТЕ (на примере произведений Э. А. По) Аннотация: В статье рассматриваются языковые особенности «темного» текста с точки зрения определенных психических состояний (согласно теории В. П. Белянина). В качестве объекта исследования выбраны пространственные ощущения в «темном» тексте. Материалом исследования послужили произве- дения Эдгара Аллана По, в творчестве которого наиболее явно прослеживаются языковые особенности «темного» текста. Целостность текста обеспечивается различными категориями. Одной из них является категория пространства. Пространство – это реальность, с которой сталкивается человек, как только он начинает что-то понимать и познавать окружающий его мир. Художественное пространство – это ин- дивидуальная модель мира определенного автора, выражение его простран- ственных представлений. Это континуум, в котором размещаются персона- жи, и совершается действие [Лотман Ю. М., 1993]. Поэтому, пространст- венные ощущения играют заметную роль в восприятии читателем художе- ственного произведения. Исследование художественных текстов разных жанров позволяет утвер- ждать, что все художественные тексты строятся на эмоциях, которые автор стремится передать читателю. Предложенная автором лексика помогает вос- принимать персонажей и всю ситуацию в том эмоциональном ключе, который был изначально задуман. Когда существует преобладание какого-то эмоцио- нального состояния, свойства, направления над остальными, то мы говорим об эмоционально-смысловой доминанте. Вопросами эмоционально-смысловой доминанты в художественном тексте занимался В. П. Белянин. Исходя из психологических и психических состояний автора, им была разработана типология текста по доминанте. В результате были выделены следующие типы текстов: «светлый», «активный», «темный», «весе- лый», «красивый», «сложный», «печальный». Данная статья посвящена изучению «темного» текста, а именно, простран- ственного ощущения, создаваемого в нем автором. Согласно теории В. П. Беля- нина, эмоционально-смысловая доминанта «темных» текстов базируется на психических состояниях, подобных тем, которые возникают у человека при эпилепсии. Для того чтобы понять, что испытывает человек при эпилептическом при- падке, мы обратились к медицинской литературе. Данный этап исследования важен с точки зрения определения принципов отбора языковых средств, соз- дающих ощущение пространства в «темном» тексте. Итак, при эпилептическом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=