Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
4 на основании работ Е. И. Изотовой[2] и Н. С. Ежковой[1]. В качестве критериев выступали восприятие эмоционально-экспрессивных состояний и характер экс- прессивных проявлений. Показателями первого критерия были определены адекватность воспри- ятия основных эмоциональных состояний, самостоятельность в выявлении и назывании экспрессивных признаков: мимических, жестовых и голосовых; второго – наличие эмоциональных проявлений у детей, соответствие экспрес- сивных признаков эмоциональному содержанию. На основе выделенных критериев и показателей были охарактеризованы уровни развития эмоциональной экспрессии старших дошкольников с ЗПР. Высокий: дети узнают эмоционально-экспрессивное состояние, могут оха- рактеризовать признаки его внешнего проявления. Экспрессивные признаки соответствуют эмоциональному содержанию. Средний: представления об эмоциях сформированы частично. При опозна- нии эмоциональных состояний допускаются ошибки. Не всегда называются признаки их внешнего оформления. Экспрессивные признаки частично соот- ветствуют эмоциональному содержанию. Низкий: дети не называют основные эмоциональные состояния, не узнают эмоционально-экспрессивные состояния на картинках, графических изображе- ниях, не могут охарактеризовать признаки их внешнего оформления. Экспрес- сивные признаки не соответствуют эмоциональному содержанию. В ходе эксперимента применялась диагностическая программа, включаю- щая в себя методики «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Л. Ф. Фатихо- ва и А. А. Харисова), «Изучение эмоциональной сферы ребенка» (В. М. Минае- ва), «Изучение мимической моторики» (Г. А. Волкова), «Определи выражение лица» (Л. Ю. Субботина), анкета-опросник для родителей «Представление ро- дителей об эмоциональных особенностях ребенка» (Е. И. Изотова). В процессе исследования способности к эмпатии как возможности воспри- нимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений, было установлено, что дети с ЗПР затрудняются дать точное название эмоции, большинство из них плохо дифференцируют эмоции радость и спокойствие, заменяют эти эмоциональные состояния «весельем», «хорошим настроением» и т. п. Дети путают эмоциональные состояния «удивле- ние» и «страх», замещают «удивление» эмоцией «радость». В то же время почти все дети справились с определением таких эмоций как «грусть» и «злость», хотя в нескольких случаях встретилось замещение понятия «злость» понятием «грусть». Никто из детей не смог идентифицировать состояние спокойствия. В основном дети понимали это состояние как радость, либо называли его как «обычное», «нормальное». Из этого можно сделать вывод, что у дошкольников с ЗПР наблюдается нарушение структуры эмоциональных представлений, возни- кают трудности мимической имитации по образцу всех модальностей. 70 % детей испытывают значительные затруднения как в распознавании, так и в назывании эмоциональных состояний представленных на картинках персонажей. Дети не понимают эмоциональное содержание ситуации, изобра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=