Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

399 Е. А. Спицына Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых про- блем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарас- тающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмот- ря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопро- сы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. [1] Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направ- ленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмо- циональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д. [2] Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - косвенная, доброкачественная - злокачественная. [3] Дети с проявлением агрессивности, зачастую вырастают в семьях, где су- ществует огромная дистанция между родителями и детьми, интерес к развитию ребенка очень мал, где не хватает тепла и ласки, безразличное, либо снисходи- тельное отношение к вспышкам гнева и проявлениям агрессии, где в качестве наказания отдают предпочтения применению силы, вместо терпеливого объяс- нения и заботы. Дети, которые наблюдали агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно. Ребенок учится познавать самого себя и адекватное отношение к себе по- рождает надобность в адекватном отношении к окружающим людям. В стар- шем дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные переживания, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуаци- ях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрес- сивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка - после чего агрессивные действия прекращаются. Самый большой процент агрессивности наблюдается у детей социально неблагополучных: умственно отсталых, отвергаемых родителями, социально запущенных.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=