Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

394 рованные – 22 %, предпочитаемые – 33 %, пренебрегаемые – 22 %. Характер от- ношений свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки. В результате диагностики личностных качеств, мы получили следующие результаты: агрессия – у 4 детей, тревожность – у 2 детей, одиночество – у 4 де- тей, эгоцентризм – у 4 детей. Эмоциональный настрой: благоприятный – 45 %. В исследовании использовался опросник «Мой класс» с целью выявления отношения отдельных учеников к своему классу. У большинства детей с ЗПР наблюдается средняя степень удовлетворенности отношениями в классе. Результаты исследования самооценки, полученные на констатирующем этапе, показали: средняя самооценка наблюдается у 20 % детей, высокая само- оценка – у 40 %, низкая самооценка – у 40 %. В результате диагностики уровня притязаний мы видим, что высокий уро- вень притязаний показали 33 % детей, нормальный уровень выявлен у 22 %, низкий уровень – у 33 %, неадекватно высокий – у 11 %. После коррекционной работы была проведена повторная диагностика, в результате которой были по- лучены следующие данные: высокий уровень притязаний наблюдается у 44 % детей, низкий – у 22 %, нормальный – у 33 %. Таким образом, после проведения диагностики детей младшего школьного возраста с ЗПР, направленной на изучение особенностей межличностного от- ношения со сверстниками, их самооценки и уровня притязаний, можно отме- тить низкий уровень благополучия взаимоотношений, низкое количество «звёзд» и предпочитаемых. Межличностные отношения младших школьников с ЗПР со сверстниками характеризуются, прежде всего, узостью межличност- ных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо во- обще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста с ЗПР носят дисгармоничный характер. Литература 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика. – 2010. 2. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академ. проект; Трикста, 2010. 3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического разви- тия: Учеб. пособие: Хрестоматия / О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=