Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

393 А. Ю. Смолина Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Бабушкина ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ИХ САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Развитие личности обуславливается именно человеческим общением, по- скольку, по словам Л.С, Выготского личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она проявляет для других. За всеми высшими функция- ми, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отно- шения людей [2]. Это и есть процесс становления личности. Изучением особенностей общения младших школьников и влияния их на личностное развитие занимались такие психологи и педагоги, как О. А. Весел- кова, А. В. Мудрик, А. В. Мунирова, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, У. В. Ульенкова и др. Младший школьник с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые за- трудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психи- ческое развитие [3]. Несмотря на большой интерес к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, это касается особенности форми- рования коммуникативных навыков и влияние их на личностное развитие детей младшего школьного возраста с ЗПР [3]. Целью исследования явилось выявление зависимости личности младших школьников с ЗПР от особенностей их коммуникаций. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) обще- образовательная школа-интернат VII вида». Выборка составляла 9 человек (8 мальчиков и 1 девочка). Диагностическая программа включала в себя следующие методики [1]: 1. Блок (диагностика межличностного общения) • методика «Социометрия» (автор Дж. Морено) • опросник «Мой класс» (автор Гильбух Ю. З.). 2. Блок (изучение самооценки и уровня притязаний) • методика «Лесенка» (автор В. Щур и С. Якобсон) • методика Дембо-Рубинштейн (в модификации A. M. Прихожан) • тест Шварцландера (вариант В. и И. Буяновых). Исследуя межличностное общение младших школьников с ЗПР, мы получи- ли следующие результаты. По индексу социального статуса испытуемые распре- делились на 4 группы: «звезды» – 22 % от общего количества испытуемых, изоли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=