Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
387 М. В. Смелова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Якимова ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА Суррогатное материнство представляет собой «технологию репродукции человека, при котором женщина (суррогатная мать) добровольно готова пройти процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), все этапы беременно- сти и родить биологически чужого ей ребенка, который будет отдан на воспи- тание другим лицам (генетическим родителям)» [1]. В настоящее время эта технология востребована и активно развивается в разных странах мира, ибо яв- ляется одним из главных способов преодоления бесплодия. Например, по ста- тистике Министерства здравоохранения России, каждая пятая семья бездетна. Количество бездетных пар составляет 15–20 % от общего числа семей [2]. Тех- нология суррогатного материнства дает реальный шанс бесплодным супругам стать родителями и повысить демографическую ситуацию в стране. Возможность вынашивания ребенка чужой женщиной, а не родной мате- рью в силу медицинских противопоказаний или физических особенностей, поя- вилась после разработки метода экстракорпорального оплодотворения, так на- зываемого ЭКО или «зачатия в пробирке». В мировой практике ЭКО стало востребовано с 1976 г. (Англия), суррогатное материнство – с 1980 г. (США, штат Иллинойс). В России технология суррогатного материнства начала актив- но использоваться с 1995 г. Законодательно данный вид материнства разрешен в России, Украине, Грузии, Казахстане, Южно-Африканской республике, большинстве штатов США; частично разрешен (в некоммерческой форме) в Дании, Израиле, Великобритании, Испании, Канаде, Нидерландах, некоторых штатах Австралии. В Белоруссии к нему прибегают в исключительных случаях. Полный запрет на суррогатное материнство действует в Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, Франции. Не прописано в законах, но используется в Фин- ляндии, Бельгии, Греции, Ирландии [3]. Суррогатное материнство является одной из актуальных этических проблем, а потому подвергается всестороннему рассмотрению не только акушерами и вра- чами, но и учеными, исследователями, деятелями самых разных областей. Так, в 2000 году Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московско- го патриархата выступил со статьёй «О нравственных проблемах, связанных с развитием новых репродуктивных технологий», в которой подчеркивалось зна- чение данных технологий в преодолении бесплодия, но высказывались опасения, что они могут представлять угрозу для физического здоровья и духовной целост- ности человека, для сохранения нравственных устоев общества. Позицию Русской православной церкви в этом вопросе можно выразить фразой Патриарха Москов- ского и Всея Руси Кирилла: «Это вторжение в божий замысел о человеке» [4]. Таким образом, необходимо рассмотреть технологию суррогатного мате- ринства под «микроскопом» прикладной этики более подробно. Ярые против-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=