Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

382 ное царство. Яркий свет луны определяет колорит картины – все краски словно насыщаются блеском. У Л. Н. Толстого от отношения к природе, от прочности связи с ней зави- сит глубина и сложность душевного мира героев. Люди, не имеющие души, не способны даже к элементарному визуальному наслаждению. Не случайно писа- тель как бы исключает Курагиных, Друбецких, Шерер из природного быта (на страницах романа нет ни одной зарисовки их сельской усадебной жизни). Итак, воплотив в образе усадьбы свои представления о месте человека в мире и тем самым противопоставив усадьбу-дом усадьбам-псевдодомам, Тол- стой выстроил своеобразный Эдем. Жители этого Рая – Ростовы, их дядюшка и М. Д. Ахросимова. У ворот Эдема – Болконские, разрушившие гармонию физи- ческого и духовного. Герои, которым вход вообще закрыт,- Соня, Курагины, Друбецкие, Карагины. С образом усадьбы Ростовых связан рассказ о самых лучших минутах жизни Ростовых, о тех моментах, когда семья объединяется и образует мирный островок среди всеобщего хаоса наступающей войны, кото- рая несет смерть и разрушение дому Ростовых, сотням таких же домов Москвы и России. Разоренное гнездо Ростовых тесно связано с образом Москвы и сим- волизирует собой бесчеловечность войны. Литература 1. Камянов, В. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир» / В. Камянов. – М., Сов. писатель, 1978. 2. Сафонова, Т. В. Усадебная культура в художественном сознании Л. Н. Толстого / Т. В. Сафонова // Гуманит. ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – Вып. 3 (11), 2014. – URL: http://tsput.ru/fb/hum/3( 11)2014/index.html#2/z 3. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой. – М.: Сов. Россия, 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=