Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

381 смысле этого слова, дом – семью, дом – пристанище от невзгод и опасностей внешней жизни, где тебя поймут и поддержат. Если за усадьбами-антидомами Л. Н. Толстой закрепляет набор опреде- ленных признаков, то и родовое гнездо Ростовых (и московский особняк, и От- радное) обладают сопутствующими мотивами, максимально выражающими его суть. Это, во-первых, атмосфера музыкальности. Способность чувствовать му- зыку, отдаваться танцу – максимальная гармония с природным внутри челове- ка. Музыкальность усадебной жизни Ростовых возникает уже в первых главах (танец Ильи Андреевича и Марьи Дмитриевны), достигает своего апогея в от- радненских сценах. Во-вторых, это атмосфера влюбленности, также свойственная дому Росто- вых на протяжении всего романа: от детской влюбленности до юношеской, наиболее открытой, доверчивой, когда властвует «ум сердца». Одним из основных мотивов, связанных с понятием усадьбы-дома, являет- ся мотив детства. Детскость, по убеждению Л. Н. Толстого, – это чистота, на- ивность, естественность. Для писателя дом не столько жилое здание, сколько единение людей, ко- торое может существовать и на войне, если основано оно на «простоте, добре и правде», чему максимально соответствует родовое гнездо Ростовых. Максимальная близость усадебной жизни Ростовых к ее естественному, народному началу отразилась в эпизодах, повествующих об их жизни в Отрад- ном в 1810 г. «Вокруг отрадненского очага словно уплотнился сам мир старо- поместных традиций и доверчиво коротает часы, оставленные до грозного по- трясения» [Камянов В., 1978, 178]. Псовая охота у Л. Н. Толстого – это не только симпатичная черта патриар- хального поместного быта, одно из самых дорогих сердцу занятий, но и средст- во подчеркнуть близость его любимых героев состоянию «естественного чело- века», к народному началу. И образ мыслей, и язык общий у Ростовых и крепостных охотников, подчиненный особенностям охотничьего дела, носит на себе ярко выраженный бытовой отпечаток. Прочно вписана Л. Н. Толстым в природность усадьба дядюшки. Сквозь природное проступает душевное, этой слитностью «естественного» и «челове- ческого» проникнуто все в усадебном быте дядюшки. Его дом предназначен не для показа, парадности, он должен наилучшим образом отвечать потребностям населяющих его людей. Большое значение для характеристики усадебной жизни Ростовых имеет и картина святочных катаний. Праздник врывается, словно опрокинув заслоны, появились «наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные,<…> начались песни, пляски, хороводы…» Огонек свя- точного веселья пробегает по цепочке: дворовые – Петя – Наташа, затем все больше усиливается. Это единение с народом, способность «заражаться» их ве- сельем помогает Ростовым вновь ощутить радость бытия в полной мере. У Л. Н. Толстого мир природы находится в тесной взаимосвязи с миром душевных движений. Радость Ростовых разливается по миру, преображая хо- рошо знакомый Косой луг, Демкину гору, лес усадьбы Мелюковых в волшеб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=