Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

378 А. Н. Скоробогачева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Лобанова ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольный период развития формируются такие познавательные про- цессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познава- тельных процессов особое место занимает развитие и формирование мышле- ния. Современное образование направленно на развитие познавательной деятельности школьников, в связи с чем в настоящее время актуальны изучение мышления старших дошкольников и специфика психологического сопровож- дения при выявленных недостатках в развитии познавательной сферы. Цель данного исследования – выявление особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – познавательная сфера ребенка старшего дошколь- ного возраста. Предмет исследования – особенности мышления у детей старшего дошко- льного возраста. На сегодняшний день существует большое количество работ, посвящен- ных изучению мышления старшего дошкольного возраста. Изучением мышле- ния детей занимались такие ученые как: Блонский П. П., Божович Л. И., Выгот- ский Л. С., Мухина В. С., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б., Занков Л. В., Леонтьев А. Н., Давыдов В. В., Р. Гайсон, Ф. Гальтон, К. Мейли, Ж. Пиаже, Ф. Тайсон и др. Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком сущест- венно нового [2, с. 1]. Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом мно- гогранном процессе они делают акцент. Психолог О. К. Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредован- ным отражением действительности [1, с. 42]. Ребенок к старшему дошкольному возрасту проходит через значительные изменения в личностной, познавательной сферах. Готовится вступить в школь- ную жизнь. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций, стремится к самостоятельности, также по мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ре- бенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=