Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
372 О. Е. Ситникова Факультет технологий и бизнеса, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – В. М. Заёнчик ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Стремление найти свое место в жизни (в том числе и в профессиональной дея- тельности), потребность в профессиональном самоопределении является одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. В процессе предпрофильной и профильной подготовки, «пробуя себя» в какой-то профессиональной деятельности, старшеклассники получают пред- ставление о себе как о будущем профессионале, проверяя свои интересы, склонности и способности, приобретают конкретные умения и навыки в изби- раемой профессии (или сфере труда), усваивают нормы взаимоотношений ра- боты в коллективе. Это обеспечивает, с одной стороны, осуществление осоз- нанного и обоснованного выбора учащимися профессии с учетом собственных личностных особенностей и, с другой, – возможность более полной профессио- нальной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики. Итогом сложного поиска себя в ми- ре профессий является личный профессиональный план, который является ре- зультатом самостоятельной деятельности учащихся. Построение проекта личного профессионального плана – дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и эмоциональным. Главный критерий здесь – не чья-либо внешняя оценка, а со- стояние удовлетворенности оптанта сделанным выбором, при условии, что об- стоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны. С целью определения влияния метода проектов на формирование личных профессиональных планов нами было проведено педагогическое исследование, которое показало, что метод проектов позволяет учащимся не только осваивать теорию, но и практику преобразовательной деятельности, развивает мышление, творческие способности, умение работать самостоятельно. Он позволяет учитывать интересы, способности и индивидуальные особенности ребенка, тем самым дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Педагогическое исследование проводилось на базе учебного комбината г. Тулы. В эксперименте принимало участие: в экспериментальной группе – 10 учащихся, в контрольной – 13 учащихся, обучающихся по профессии «Слесарь». На констатирующем этапе эксперимента 56,8 % старшеклассников кон- трольных групп и 54,5 % учащихся экспериментальных групп считали, что по- лученные по избранной специальности знания пригодятся им в жизни. На формирующем этапе эксперимента, который строился на основе методики проектного обучения, старшеклассники самостоятельно выбирали тематику про- ектов в соответствии со своими интересами и практической необходимостью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=