Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
370 педагоги и психологи И. Н. Курочкина, В. И. Петрова, С. Н. Николаева и другие также интересовались данной проблемой. Большой вклад в исследование пове- дения человека от рождения до юности внес швейцарский психолог Жан Пиа- же , который связал умственное развитие с физическим взрослением. Амери- канский психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Таким образом, проблемы изучения поведения имеют актуальность и по сей день. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании свер- стников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллектив- ным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соот- ветствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.) Изучение поведения детей старшего дошкольного возраста, проводилось в 2013–2014 учебном году, на базе МБДОУ № 28 г. Тулы в исследовании при- няли участие 6 детей 5,6 лет. Для диагностики поведения детей старшего дошкольного возраста исполь- зовались следующие методики: методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман), мето- дика изучения личностного поведения ребенка (по Т. В. Сенько), методика «Осознание нравственных норм» (С. Г. Якобсон, Г. И. Морева), тест рисуноч- ной фрустрации Розенцвейга (Ф. Розенцвейг), методика «Кактус» (графическая методика М. А. Панфиловой). Все дети показали положительные результаты по всем методикам. Дети стремятся к общению, чувствуют себя уверенно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время с друзьями. Со сверстниками, как правило, скла- дываются теплые, эмоционально насыщенные отношения, Они избегают кон- фликтов, умеют согласиться с мнением товарищей. Осознают нравственные нор- мы в достаточно высокой степени, хотя в некоторых случаях не могут обосновать поступок. Дети открыты, никто из них не показал агрессию и тревогу. В ходе исследования реализованы следующие задачи: изучены теоретиче- ские подходы ученых к проблеме поведения. На основе анализа психолого- педагогической литературы выявлено, что поведение это – целеориентирован- ная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с ок- ружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организ- ма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=