Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
37 А. М. Березин Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Проблема изучения особенностей словесно-логического мышления в под- ростковом возрасте является актуальной в наше время. Глухие подростки дли- тельное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышле- ния, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности [1]. Исследования показывают, что по уровню развития наглядно-образного мышления глухие дети младшего и среднего школьного возраста заметно бли- же к слышащим сверстникам, имеющий нормальный интеллект, чем к слыша- щим умственно отсталым детям. У глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. Около одной четвертой части всех глухих детей имеют уровень развития наглядного мышления, соот- ветствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников. Кроме того, небольшое число глухих детей по уровню развития словесно - ло- гического мышления приближается к средним показателям слышащих сверст- ников. Однако среди глухих имеются также учащиеся со значительным отста- ванием в развитии словесно- логического мышления по сравнению с тем, что наблюдается у большинства глухих. Диспропорция в развитии словесно- логического мышления у этой категории детей является результатом интенсив- ного обучения этих детей словесной речи без достаточной дифференциации языковых средств, соответствующих коммуникативной и интеллектуальной функциям, при невнимании к развитию практических видов деятельности, сю- жетно-ролевой игры, конструирования, изобразительной деятельности, т.е. тем видам деятельности, в которых развиваются наглядные формы мышления [2]. Над проблемой особенностей развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха работали следующие ученые: Келасьев В. Н., Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н., Тимохин В. В., Тигранова Л. И. , Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Пряжников Н. С. Целью исследования является изучение особенностей мышления у подро- стков с нарушением слуха и составление и реализация коррекционно-развиваю- щей программы на основе полученных результатов. Объектом исследования являются особенности словесно-логического мышления у подростков. Предметом исследования являются особенности развития словесно- логического мышления у подростков с нарушением слуха. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась ди- агностическая программа, состоящая из следующих методик: 1)«Сложные ана-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=