Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

369 С. С. Семёнов Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Лобанова ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый об- раз человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный и творческий человек, способный к целеосмысленно- му общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Это положение отражено в Федеральном государственном образовательном стан- дарте дошкольного и начального школьного образования. Поэтому проблема поведения у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость [2]. Важность изучения поведения детей старшего дошкольного возраста обу- словлена следующими причинами: 1. Под влиянием различных ситуаций в окружающей среде у дошкольни- ков формируются качества личности как положительные, так и отрицательные, что определяют дальнейшие поступки, знания и представления, чувства и от- ношения, навыки и привычки, мотивы. 2. Для детей старшего дошкольного возраста характерна произвольность, что регулирует и контролирует стабильность поведения. 3. У детей-дошкольников пока еще неустойчивые привычки поведения. 4. Процесс формирования культуры поведения сложный и поэтому не сле- дует рассчитывать на оперативный результат [3]. Проблема изучения морального поведения нашла свое отражение у разных философов и педагогов, начиная с давних времен. В Древней Греции идеаль- ным считался тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении [1]. По мнению греческого философа Сократа (469–399 г.г. до н. э), прежде всего, необходимо познать себя и довести свою культуру поведения до совер- шенства. Это и есть главная цель воспитания. В философии Аристотеля (384–322 г.г. до н. э.) большое значение имели навыки и упражнения в нравственных поступках. Основные три источники воспитания – развитие навыков, природные задатки и разум. Изучением понятия поведение занимались такие ученые и философы как: И. М. Сеченов, А. Х. Лоренс, Джордж Мид, Жюлье́н Офре́ Ламетри, И. П. Пав- лов, Г. Ф. Гельмгольц и другие. О культуре поведения было упомянуто и детально рассмотрено в произве- дениях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка и других. Среди отечественных философов-просветителей можно отметить А. И. Гер- цена, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, которые считали моральное воспитание необходимым условием для гармоничного развития личности. Современные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=