Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

360 ности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоя- тельных монологических высказываний детей характерны употребление пре- имущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации вы- сказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. Исходя из этого формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных ме- роприятий [1]. Наиболее полно позволяет выявить уровни развития связной монологиче- ской речи диагностическая программа Глухова В. П., которая предназначена для диагностики связной речи детей с ОНР III уровня. Она содержит подробное опи- сание критериев и показателей связной монологической речи, оценку выполне- ния заданий в соответствии с уровнями развития связной монологической речи. Анализ результатов проведенной нами экспериментальной работы выявил следующие особенности связной монологической речи у детей старшего до- школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Наличие развернутой фразовой речи, использование простых распростра- ненных, а также некоторых видов сложных предложений. Например: «На уча- стке есть домик, лавочка, качели, бассейн, турники», «Мальчик … удочку… Мальчик взял удочку и пошел на речку …, чтобы … рыбу ловить» (Мальчик взял удочку и пошел на реку ловить рыбу). Нарушение связности и последовательности рассказа (временных и при- чинно-следственных связей). Например: «Сначала мальчик сделал снежный ком. Потом, потом меньший ком, а потом голову поставил с руками. Потом пу- говички, потом нос, потом руки, потом голову сделал, потом … потом нос по- ставил, потом глазки, ротик, потом шапку …ведру». Смысловые пропуски су- щественных элементов сюжетной линии. Недостаточность полноты и информативности изложения. Например: «Снеговик лепил зимой. Как там, каталась, катался …ну … как там …я не знаю». Нарушение плавности изложе- ния (наличие повторов, пауз). Например: «Ну, там качельки, лестница, так …, футбол. Ну, там … домик, лестница из туннеля, лестница из туннеля. Как тун- нель, скажите? Там … синий домик, футбольное поле, сетка». Недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний, суще- ственные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов («Мальчик взял удочку и пошел к реку»), в согласовании различных частей речи между собой («Девочка собирает яблоку»), нарушение структуры предложения за счет пропуска или перестановки главных и второ- степенных членов предложения («Я бы ее назвала Маша. Есть ножки такие, ручки, лицо, тело. В куртке, футболка и … сарафан, ботинок такой и носки»). Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств, тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам. На- пример: «Он еще пугвички слепил и поставил на снеговика. А потом сунул морковь. А потом веточку взял и поставил ему ротик. А еще он наделал туда ведрышко». Наблюдается недостаточное развитие навыков программирования речевых высказываний.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=