Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

359 Е. В. Самохина Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. Н. Лебедева ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого развития до- школьников. Ее значение в жизни дошкольника велико по ряду причин. Каче- ство речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и прочее. Без умения четко форму- лировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности [3]. Еще более значимым является развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут, на пер- вый взгляд, казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в будущем в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учеб- ный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая. Пра- вила грамматики в этих условиях усваиваются плохо. В дальнейшем общее не- доразвитие речи начинает сказываться и на усвоении других предметов. Проблемой развития связной монологической речи у детей старшего до- школьного возраста с ОНР занимались многие ученые. Среди них можно выде- лить Гвоздева А. Н., Филичеву Т. Б., Шаховскую С. Н., Глухова В. П., Фомиче- ву М. Ф., Волосовец Т. В., Леушину А. М., Туманову Т. В., Ушакову О. С., Ткаченко Т. А., Яшину В. И. и др. Стоит отметить, что результат коррекционно-логопедической работы зави- сит от правильно подобранной диагностической программы, верной интерпре- тации ее результатов, грамотно составленной индивидуальной программы и ка- чественной ее реализации. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выяснено, что развитие связной речи детей в онтогенезе происходит постепенно, вместе с раз- витием ее понимания, появлением новых видов деятельности, новых форм об- щения, новых отношений со взрослыми, возникновением планирующей функ- ции речи, развитием мышления. Связная монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понима- ния речи и развитие смысловых связей с раннего детства [4]. Типичным для всей группы детей с ОНР является позднее появление экс- прессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмма- тизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают труд-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=