Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
356 А. А. Самарина Факультет иностранных языков, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Игнатова ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗА ДРАКОНА КАК ЧАСТЬ МАКРОСТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА «Dragon» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ (на материале романа Кристофера Паолини «Еragon») Первым шагом в семантико-когнитивном анализе концепта является по- строение его номинативного поля. Как отмечают З. Д. Попова и И. А. Стернин, более глубокие результаты дает выявление всего доступного исследователю номинативного поля концепта, включая номинации разновидностей денотата концепта (гипонимов) и наименования различных отдельных признаков кон- цепта, обнаруживающихся в разных ситуациях его обсуждения [1, с. 175]. Мо- делирование концепта включает в себя описание его макроструктуры, т.е. отне- сение выявленных когнитивных признаков к образному, информационному компонентам и интерпретационному полю и установление их соотношения в структуре концепта [1, с. 210]. Таким образом, для проведения качественного анализа концепта «dragon» необходимо выделить и описать отдельные призна- ки его макроструктуры. Данная статья посвящена анализу и описанию внешних признаков дракона как части макроструктуры концепта “dragon”, вербализуемого в произведении Кристофера Паолини «Eragon». Проведенный лексикографический анализ слова-названия концепта “dragon” позволил выявить следующие ядерные и периферийные внешние при- знаки, отраженные в лексикографических дефинициях: “large”, “reptile” (“lizard”), “winged”, “long tale”, “crested head”, “enormous claws and teeth”. Дан- ные лексемы отражают следующие признаки: размер, класс живых существ, наличие крыльев, особенности хвоста и головы, размер когтей и зубов. К внеш- ним признакам дракона относятся также следующие, не указанные в словарях, но обнаруженные в исследуемом художественном тексте: цвет, а также пери- ферийные признаки, такие как чешуя, шипы. В созданном автором вымышленном мире драконы, одни из сильнейших и прекраснейших существ, практически исчезли. Однако человек, или группа людей, на чью сторону встанут Всадник и дракон, станут настолько сильны, что смогут изменить ход истории. Главному герою, обыкновенному мальчику по имени Эрагон, судьба уготовила стать одним из Всадников и обрести своего дракона – Сапфиру. В данной статье мы проанализируем как признаки, относящиеся к драконам в целом, так и индивидуальные признаки драконихи Сапфиры, как главного и наиболее раскрытого образа дракона в исследуемом художественном тексте. Размер дракона находит отражение в следующих лексических единицах: “larger than a house”, “over a hundred feet”, “never stop growing”. Таким образом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=