Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
352 Первая заключается в том, что занковская система рождена жизнью и ду- ховностью человека, который был безоглядно предан своей идее и самоотвер- женно служил учителям и детям; каждый, кто хочет работать в ней, должен помнить, что и от него также потребуется мужество для утверждения нового и преданность своей профессии. Вторая важная идея данной системы выражена в призыве, с которой уче- ный обращался к своим последователям: «Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать в детях как единое целое!». Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал яв- ляется не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития. Одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение. Процессуаль- ность предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего. Работа по принципам развивающего обучения показывает, что ребенок пе- реходит от внешних и материальных условий ориентировки и исполнения зада- ний через этап громкой социализированной речи к собственно умственному действию. Качество усвоения знаний при таком построении обучения не сни- жается, а повышается, при большой экономии времени в прохождении про- граммы. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л. В. Занкова, ориентированной на создание развивающей образова- тельной среды. Особая доверительная атмосфера обучения, которая устанавли- вается между учителем и учащимся, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидакти- ческих принципов системы и продвижения детей в развитии на основе «ситуа- ции успеха». Литература 1. Арпинская, Р. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова / Р. И. Арпинская, Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец. – М.: Просвещение, 1994. 2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Вы- готский. – М.: 1956. 3. Занков, Л. В. Обучение и развитие: Экспериментальное педагогическое исследование / Л. В.Занков // Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. 4. Федотенко, И. Л. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева и др. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=