Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

351 5. Меняется идеология образования. Речь идёт о воспитании гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и, в первую очередь, своей страны. 6. Требование соответствия образовательных технологий природным за- кономерностям развития обуславливает необходимость экопсихологического подхода к образованию, обеспечивающему гармонию образовательного про- цесса с физическим и психическим развитием ребёнка. 7. Развивающее образование усиливает роль психологического сопровож- дения образовательного процесса, изменяя традиционное соотношение между дидактикой и психологией. В соответствии с основными характеристиками развивающего образования необходимо: 1. задействовать все «каналы» личностного развития (перцептивный, ког- нитивный и практический); 2. актуализировать действие соответствующих психологических механиз- мов личностного развития (познавательных процессов, фантазии, рефлексии, эмпатии, проектирования и т. д.); 3. строить образовательный процесс в соответствии с возрастными, поло- выми, этническими и другими специфическими индивидуальными особенно- стями личности. Реализация развивающего образования оказывает существенное воздейст- вие на развитие эмоциональной сферы учащихся. Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, пред- ставляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности со- бой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряженности, побуж- дает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом вы- хода из нее. Одним из примеров воздействия развивающей образовательной среды на личность учащихся является система обучения академика Л. В. Занкова [3]. Она создает возможность для оптимальной реализации новой концепции среднего образования с учетом идей демократизации, гуманизации. Данная система опи- рается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л. С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной сис- темы с точки зрения недостаточности се развивающего эффекта [2]. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, раз- работанная под руководством академика Л. В. Занкова, является альтернатив- ной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас на практике. Она позволяет решать наиболее актуальные педагогические задачи: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый ин- терес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать уче- ние радостным. Успех развивающего обучения обусловливается соблюдением двух прин- ципиально важных идей [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=