Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

35 сии – это планирование решения проблемы, который предполагает анализ си- туации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов и положительная переоценка – стратегия совладания со стрессом, направленная на переоценку негативных переживаний, рассмотрение их в качестве ресурса для личностного роста. Эти две стратегии наиболее пози- тивно влияют на преодоление чувства тревожности и страха в периоды, тре- бующие концентрации и активизации внутренних сил студентов. Чтобы разобраться какие копинги используют студенты-первокурсники ТГПУ им. Л. Н. Толстого в период экзаменационной сессии нами была прове- дена методика Юношеская копинг шкала 3. Фрайденберг в русскоязычной адаптации T.Л. Крюковой. Утверждения опросника образуют 18 шкал или ко- пинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни проис- ходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. По результатам методики выявилось, что из 15 респондентов 9 студентов – ис- пользуют продуктивное копинг- поведение – фокусировка на решении пробле- мы, из непродуктивных - 2 студента - стремление отвлечься и отдохнуть, то есть отвлечение от проблемы, чтение книг, телевизор, развлечения в обществе, и социальных - 4 респондента - поиск общественной поддержки, то есть стрем- ление поделиться своей проблемой с другими, заручиться поддержкой, одобре- нием, советами. Если анализировать результаты опросника 3. Фрайденберга, то можно сде- лать вывод, что студенты первого курса используют в большей степени про- дуктивные копинги, что помогает им совладать с тревожностью и стрессом в период экзаменационной сессии. Таким образом, в рамках профилактики тревожных состояний первокурс- ников во время сессии необходимо проводить психологическую работу направ- ленную на: 1. Снятие эмоционального напряжения и тревожности 2.Формирование знаний о причинах стресса и о способах преодоления тревожности 3.Формирование мотивации на достижение успеха 4.Формирование готовности к активному совладанию 5.Формирование сбалансированного использования соответствующих воз- расту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки. 6.Формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компо- нентов копинг-поведения (копинг-ресурсов и копинг-стратегий). Литература 1. Атучина, М. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожно- сти у старшеклассников / М. В. Атучина. – Воронеж, 2012. 2. Даянова, И. Н. Психологические механизмы коррекции состояния тре- вожности личности / И. Н. Даянова. – Новосибирск, 2010. 3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=