Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

34 ционального состояния первокурсников, методику «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка, где так же оценивались уровень тревож- ности и фрустрации. Проведенные нами исследование студентов-первокурсников ТГПУ им. Л. Н. Толстого в период экзаменационной сессии по дифференциальной диаг- ностике депрессивных состояний по В. А. Жмурову позволило выявить сле- дующие показатели депрессивных состояний, в том числе тревожности. По ре- зультатам методики выявилось, что из 15 диагностируемых 4 юноши и 5 девушек находятся в стадии тревоги, что сопровождается неясным, непонятным самому человеку чувству растущей опасности, предчувствия катастрофы, на- пряженное ожидание трагического исхода перед экзаменами и во время сесси- онной недели. Диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку позволила выявить следующие показатели психических состояний: из 15 респондентов у 2 юношей и 5 девушек наблюдается состояние тревожности, что сопровождается склонностью индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом стрессоустойчивости перед наступающей сессией. Если анализировать результаты методик в целом, то уровень тревожности по двум методикам почти одинаков. Что касается гендерного аспекта, то, по мнению ряда авторов, таких как Б. И. Хасан, среди девушек отмечается боль- шая склонность к переживанию тревоги. Именно этим могут быть объяснены выявленные высокие показатели тревожности у девушек по сравнению с юно- шами. Полученные нами данные показывают, что часть студентов- первокурсников принадлежит к высокотревожному типу и испытывают повы- шенную страх в период экзаменационной сессии. Для преодоления повышенной тревожности в период сессии у первокурс- ников эффективно формирование копинговых стратегий. По Р. Лазарусу ко- пинг стратегия это − готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий: 1. планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению си- туации, включающие аналитический подход к решению проблемы; 2. конфрон- тационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску); 3. принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения); 4. самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий); 5. поло- жительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положе- ния дел); 6. поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих); 7. дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость); 8. бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегст- ву от проблемы). Остановимся на тех копинг- стратегиях, которые являются наиболее эф- фективными для студентов начальных курсов во время экзаменационной сес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=