Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

339 нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе [2]. Решающее значение в младшем школьном возрасте оказывает собственно учебная деятельность, определяющая как когнитивное, так и социальное развитие учащихся в процессе усвоения новых знаний и ориентации на взгляды учителя. В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практи- чески всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувст- во взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности [3]. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте [1]. Основные ценностные ориентации в ранней юности детей с ОВЗ – это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля». Восприятие и содержание каждой из вышеперечисленных ценностей специфично у детей с ограниченны- ми возможностями здоровья и их здоровых сверстников, что объясняется нако- плением своеобразного и различного предшествующего социального опыта [5]. Особенности ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников: 1. Степень слухового дефекта существенно влияет на сформированность жизненных планов, структуру жизненных ценностей. 2. Принципиальное влияние оказывает общий социокультурный контекст на ценностные ориентации школьников с дефектами слуха. 3. Несмотря на ряд различий, глухие и слабослышащие старшеклассники схожи в своих ценностных ориентациях со своими сверстниками из общеобра- зовательных школ [7]. Литература 1. Волков, Б. С. Детская психология. От рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Питер, 2009. 2. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: Учеб. для вузов / Б. С. Волков. – М.: Трикста, 2006. 3. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьни- ков: Практ. пособие для шк. психологов / Л. С. Колмогорова. – Изд-во Владос- Пресс, 2012. 4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2007. 5. Лубовский, В. И. Специальная психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. 6. Лях, Т. И. Психология: Учеб. пособие для бакалавров и магистров на- правления 050700 Специальное (дефектологическое) образование / Т. И. Лях, М. В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – Вып. 2. Возрастная психология. 7. Собкин, B. C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: Эмпирическое исследование / В. С Соб- кин. – М.: ЦСО РАО, 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=