Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
338 А. В. Рогова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Проблема ценностных ориентаций на сегодняшний день остается острой, в связи с тем, что современное российское общество переживает глубокие пе- ремены, которые, как известно, связаны не только с обновлением хозяйствен- ной жизни страны, но и затрагивают и систему ценностей – формирование но- вых стандартов и стереотипов в этой области. После распада СССР многие ценности, существующие в этот период перестали быть значимыми. Произошла резкая переоценка многих ценностных установок. Особенно это повлияло на развитие ценностной сферы в ранней юности. Изучением ценностных ориентаций в разное время занимались К. А. Абуль- ханово-Славская, Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Г. Здравомы- слов, А. Ф. Лазурский, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясишев, В. Б. Ольшанский, Г. Ол- порт, А. В. Петровский, П. С. Писарский, В. С. Собкин, В. Франкл, В. Э. Чуднов- ский, Э. Эриксон, В. А. Ядов и др., и их исследования направленные на изучение ценностно-ориентационной сферы детей в раннем юношеском возрасте, а также проведенные в различные периоды развития советской научной мысли, не от- ражают, по существу, сути проблемы в настоящее время. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих миро- воззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности [4]. Направленность личности выражает одну из самых существенных ее ха- рактеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это прежде всего доминирующие, социаль- но обусловленные отношения личности к окружающей действительности [6]. Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном сти- хийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=