Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
336 рит также Г. Р. Гачечиладзе. По его мнению, музыка стиха рождается не в от- влеченном звучании слова, а в соединении звучания и смысла, в слитности зву- ков и выражаемой мысли [2]. Даже такой явно музыкальный элемент речи, как аллитерация, лишь тогда приобретает значение, когда способствует лучшему выражению мысли и усилению художественного впечатления. В противном случае аллитерацию следовало бы считать бессмысленной формалистической игрой звуков. Именно такую связь необходимо учитывать при анализе или пе- реводе поэтических произведений с одного языка на другой. Звуковая организация стихотворных произведений является очень важным смыслообразующим элементом. То есть при создании поэтических произведе- ний невозможно оставлять без внимания звуковое оформление, ведь в этом особом тексте звучание и смысл составляют нерасторжимое единство. Практические исследования психоэмоционального воздействия звуков проводились А. П. Журавлевым и Л. Н. Санжаровым [3, 4]. Для оценки фоносемантического воздействия в русском языке использу- ются 25 шкал, представленных парами антонимичных прилагательных русского языка. Для получения фоносемантической характеристики слова для расчета берутся в «звукобуквенном» виде, т. е. из звуковых характеристик учитывается только мягкость согласных и ударение. По результатам проведенных исследо- ваний А. П. Журавлевым сформирована таблица, содержащая средние оценки всех русских звукобукв по признаковым шкалам [4]. Интересные результаты изучения цветного звука дают стихотворения С. А. Есенина. Их фоносемантический анализ позволяет предполагать, что ав- тор является синестетом – ведь он так точно подчеркивает звукописью содер- жание текстов. Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? И еще спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она «моя»? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. В тексте стихотворения наблюдается явное преобладание звуков (звуко- букв) А и Я. По цветовой шкале А. П. Журавлева это красный и алый цвета. Большое количество звуков Р подчёркивает и ещё раз утверждает яркость и си- лу красного цвета. Можно предполагать, что такие цветозвуки автор выбирает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=