Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
335 А. Э. Прошина Факультет русской филологии и документоведения, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА С. А. ЕСЕНИНА На современном этапе развития лингвистической науки особый интерес вызывают межпредметные явления. В связи с этим появляются новые направ- ления, занимающиеся изучением этих явлений. Таким образом появились лингво- культурология, психолингвистика, фоносемантика. В данной работе основным объектом внимания станет именно фоносемантика. С. В. Воронин впервые выделил фоносемантику как самостоятельную ветвь лингвистики, целью которой является изучение связи звука и значения в слове. Основатель петербургской фоносемантической школы, автор изобрази- тельной (иконической) теории происхождения языкового знака обосновал принцип двоякой – непроизвольной/произвольной – природы языкового знака, вносящий существенную поправку в «принцип произвольности» Ф. де Соссю- ра, швейцарского лингвиста, заложившего основы семиологии и структурной лингвистики, а также разработал метод фоносемантического анализа, вводяще- го объективные критерии определения звукоизобразительного слова; сформу- лировал основные законы образования и эволюции языкового знака; выявил ка- тегорию фонотипа как основную категорию фоносемантики, ввел понятие и определил природу синкинестэмии – базиса звукоизобразительности. Фоносемантика, по определению С. В. Воронина, – это наука, которая рождается и утверждает себя на стыке фонетики (по плану выражения), семан- тики (по плану содержания) и лексикологии (по совокупности этих планов) [1]. Целью фоносемантики С. В. Воронин определил изучение звукоизобразитель- ности как необходимой, существенной, повторяющейся и относительно устой- чивой непроизвольной фонетически (примарно) мотивированной связи между фонемами слова и полагаемым в основу наименования признаком объекта- денотата. В поэтическом произведении звуковая организация текста является спосо- бом представления поэтической (эстетической) информации, более важной в языке поэзии, чем в обыденной речи, а фоническая инструментовка стихотво- рения играет немалую роль в стихосложении. Современная наука о фонологической (смыслоразличительной) роли зву- ков языка исходит из того, что звучание и значение в языке переплетены тес- нейшим образом. Это свойство особенно остро выявляется в языке поэтиче- ском, потому что музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением. Сами сочетания звуков могут вторить глав- ной теме стихотворения, воплощенной в его ключевом слове. То есть звуковая организация играет непосредственную роль в создании и оформлении основной художественной идеи, поэтического смысла. О связи значения и звучания гово-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=