Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
33 А. И. Барановская Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Черкасова ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ I КУРСА В ПЕРИОД СЕССИИ На современном этапе жизни общества получение образования в вузах можно отнести к специфическому виду деятельности, который сопровождается высоким уровнем физических и психических нагрузок, которые увеличиваются в экзаменационный период. Обучение (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жиз- ни и труду) всегда сопровождается повышением тревожности. Такой ритм жиз- ни располагает к невротическим реакциям, психогенным расстройствам, вызы- ваемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом. [6] Прихожан А. Н. указывает, что «тревожность – это переживание эмоцио- нального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувстви- ем грозящей опасности». Мещеряков Б. Г. говорит, что тревожность это индиви- дуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком по- роге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. [4] Если сынтегрировать все определения в одно, то тревожность − это свой- ство личности, которое характеризуется состоянием эмоционального дискон- форта, наличием чувства страха и боязни опасности и неудачи. Л. И. Божовитч, в своей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» указывает, что в тревожности необходимо различать адекватную тре- вогу и неадекватную тревожность, когда она переживается вопреки реальному благополучию. Легкая тревога оказывает положительное, стимулирующее влияние, а сильная тревога − отрицательное влияние на деятельность субъекта. Высокотревожные индивиды постоянно насторожены и изучают информацию, лежащую за пределами их внимания. В. С. Ротерберг говорит, что легкая тревога увеличивает их готовность к опасности, но в то же время и формирует трудности при выполнении главной работы. Здесь тревожность − фактор мобилизации всех когнитивных процессов и умственных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает чувство страха. Стремясь избежать неуспеха, он отстраняется от деятельности, либо достигает успеха всеми сила- ми всеми способами, и выгорает, у него не остается сил ни на что больше. [5] В исследовании была поставлена цель, определить уровень тревожности первокурсников в период экзаменационной сессии. С данной целью была со- ставлена диагностическая программа, которая включает методику «Дифферен- циальная диагностика депрессивных состояний» В. А. Жмурова, где имеется такие шкалы как растерянность, тревога, страх, по которым шла оценка эмо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=