Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

329 • Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран; • Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов произ- водства, то есть капитала и рабочей силы; • Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики; • Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики. В конце XX в. экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - участниц интеграционных группировок. В последние годы Российская Федерация все активнее принимает участие в процессах интернационализации мировой экономики, что во многом связано с тем, что мировое сообщество научилось видеть в современной России полно- правного партнёра. Объёмы внешней торговли и со странами СНГ, и со страна- ми дальнего зарубежья непрерывно росли вплоть до наступления мирового экономического кризиса. В настоящее время после резкого спада вновь намети- лась положительная динамика. Увеличение открытости экономики России при- вело к росту объемов иностранных инвестиций, росту рейтингов финансовой устойчивости, снижению показателей рисков для иностранных инвесторов, на- конец, к вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). К ос- новным проблемам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, с нашей точки зрения, следует отнести: 1. Недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономи- ки. Ни одно государство федеративного типа не может рассчитывать на эффек- тивную экономическую интеграцию с другими странами при условии, что внутри страны еще не достигнут достаточный уровень экономической интегра- ции. В случае с Россией это выражается в чрезвычайно неравномерном разви- тии экономик регионов страны (а это большой разрыв в уровне жизни населе- ния и развития производительных сил), а также в низком уровне межрегио- нального экономического сотрудничества. Подавляющее большинство мелких и средних предприятий работают лишь на внутренний рынок региона, без уста- новления деловых контактов за его пределами. 2. Отсутствие единой государственной системы оценки развития интегра- ционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов Российской Федерации. Оценить уровень развития интеграционных процессов в виде количественного показателя достаточно сложно, что объясняется много- факторным характером рассматриваемых процессов. При этом для органов госу- дарственной власти наличие данных об уровне развития экономической инте- грации очень важно, поскольку это значительно облегчает мониторинг интеграционных процессов и позволяет проводить более успешную внешнеэко- номическую политику. На сегодня большинство регионов РФ либо вообще не имеют подобных систем оценки, либо используют разные методики расчета ин- тегрального показателя оценки, что делает их результаты несопоставимыми.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=