Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
321 наконец, получает наследство от дяди, в том числе и магическое золотое коль- цо, затем раздает всем подарки, оставленные его родственником. Названные события происходят в виртуальном пространстве, хотя на пер- вый взгляд эти ситуации не представляют собой ничего магического, фантасти- ческого. Однако если рассмотреть их глубже, то можно увидеть характерные элементы фэнтези. Поскольку фантастическое пространство – это особенная карта реальности в ее трехмерном изображении, то в нем выделяют несколько типов литературно-художественных моделей пространств: точечное простран- ство, психологическое пространство, социальное пространство, географическое пространство. Данные виды пространств формируют фантастическое простран- ство, т.к. являются его неотъемлемыми частями, делая его стуктурным. Дж.Р.Р. Толкин создал фантастический мир по образцу реального, но включил в вы- мышленный мир фантастические элементы, существующие «за пределами обы- денного сознания». Точечная модель пространства является доминирующей в этой микроси- туации, т.к. основное место действия здесь, где хоббит «знакомится» с кольцом, а на следующий день раздает подарки – дом Фродо: • «Frodo took the envelope from the mantelpiece, and glanced at it, but did not open it» [3, с. 47]. • «Inside in the hall there was piled a large assortment of packages and parcels and small articles of furniture» [3, с. 48]. • «The old hole was now being cleared a little» [3, с. 49]. Важно отметить динамику точки зрения: в приведенных примерах видно, что сначала бывший дом Бильбо завален различными свертками, мешками, но спустя время, после того, как Фродо раздал все подарки, нора немного опустела. Затем динамизм продолжается в описываемых событиях, отмечается суе- та в действиях: хоббиты продолжают приходить за вещами, оставленными Бильбо для них. • «Some people tried to do swaps and deals in the hall…» • «The road to the gate was blocked with barrows and handcarts». Для создания более реальной картины автор называет хоббитов существи- тельным people, делая этих существ частью реальности, а читателя – частью мира, описанного в книге. Далее продолжается развитие внутри описываемой модели пространства: • «A little later Frodo came out of the study to see how things were going on and found her still about the place, investigating nooks and comers and tapping the floors» [3, с. 51]. Там же происходит разговор между Фродо и Гэндальфом о кольце: • «Suddenly the wizard’s head appeared at the window» [3, с. 52]. • «The ring may have powers than just making you vanish when you wish to» [3, с. 53]. Географического пространства здесь совсем немного в силу того, что автор сделал акцент на точечную модель, чтобы выделить события, происходящие в помещении, сделав их более важными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=