Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

318 Уровень развития воображения оценивался по 6 критериям, выделенными из исследований Боровик О. В., Дьяченко О. М. и др.: • оригинальность образов – способность продуцировать необычные, не- стандартные идеи; • гибкость воображения – способность показать широту и многообразие образов, использовать различные стратегии решения (определяется числом ка- тегорий ответов); • беглость воображения – способность продуцировать большое количество идей за отведенный промежуток времени; • разработанность образов – способность детально разрабатывать возник- шие идеи; • эмоциональная насыщенность – способность сделать образ выразитель- ным и ярким; • самостоятельность в выполнении – способность создавать свои ориги- нальные образы без заимствования. Результатами проведенной диагностической программы на констатирую- щем этапе эксперимента были определены следующие особенности воображе- ния детей 7 лет с ЗПР: у детей преобладает низкий уровень развития воссоз- дающего и творческого воображения, отмечается низкая самостоятельность в создании образов, слабая эмоциональная выразительность рисунков, малая разработанность и беглость рисунков, редко прослеживается оригинальность и гибкость воображения. Результаты наших исследований подтверждаются ли- тературными данными. Для развития воображения детей 7 лет с ЗПР была составлена и реализова- на коррекционно-развивающая программа с использованием нетрадиционных техник рисования, в основу которой положены методические рекомендации и разработки С. Г. Шевченко, Г. Н. Давыдовой, А. А. Фатеевой, Р. Г. Казаковой, Е. Н. Лебедевой. Программа соответствует возрастным и индивидуальными особенностям детей. Работа по развитию воображения у детей с ЗПР предпола- гала три этапа: • ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, • обучение использования данных техник совместно с воспитателем и сверстниками, • самостоятельное применение детьми нетрадиционных техник в рисунках. На занятиях использовались наиболее доступные и эффективные для детей 7 лет с ЗПР нетрадиционные техники рисования: монотипия, рисование под му- зыку, печатание, пальчиковая и мыльная живопись, кляксография, рисование свечей и пластилином, рисование тычком сухой кисти и др. Коррекционно- развивающие занятия проводились в течении 8 недель (16 занятий) два раза в неделю (по 30–40 минут). После реализации формирующего этапа эксперимента (коррекционно- развивающие занятия) был проведен контрольный этап (повторная диагности- ка). В связи со сложной структурой дефекта количественные показатели изме- нились незначительно. Однако, проведение диагностической программы пока-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=