Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
317 с ЗПР значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным раз- витием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них за- труднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не- возможно. Продуктивные виды деятельности, в том числе рисование, имеют большое значение в преодолении ЗПР у детей дошкольного возраста (Екжанова Е. А., Медведева Е. А., Лебедева Е. Н. и др.). В настоящее время использование на за- нятиях нетрадиционных техник рисования рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-развивающей работы. Применение нетрадиционных техник изображения позволяет сохранить работоспособность на протяжении всего занятия по рисованию, повышает интерес детей к процес- су и результату своей деятельности, развивает и укрепляет мелкую моторику рук, обогащает эмоциональную сферу, расширяет и активизирует словарный запас, способствует формированию всех психических процессов и познаватель- ной сферы в целом (Е. Н. Лебедева, Н. Г. Анцифирова, Ю. В. Захарова и др.)[2,4,5] Несмотря на многочисленные работы в данной области, сведений о разви- тии воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисования недостаточно. Поэтому в нашем исследовании мы уделяем особое внимание данной проблеме. Целью нашего исследования является использование нетрадиционных тех- ник рисования для развития воображения детей 7 лет с задержкой психического развития. Объектом исследования является воображение детей 7 лет. Предметом исследования является нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей 7 лет с задержкой психического развития. Гипотеза исследования состоит в следующем: использование нетрадици- онных техник рисования для развития воображения у детей 7 лет с задержкой психического развития позволит повысить его уровень. Экспериментальная работа проводилось на базе МБДОУ № 129 - детский сад «Зоренька» г. Тула. В нашем исследовании принимали участие 10 детей подготовительной к школе группы с ЗПР церебрально-органического генеза. Для организации целенаправленной работы с детьми была подобрана и реализована диагностическая программа. Основу составили следующие мето- дики, целью которых было выявить уровень развития воображения у детей 7 лет с ЗПР: методика «Исследование воссоздающего воображения» (Боровик О. В.), методика «Свободный рисунок» (Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А.), методика «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О. М.), методика «Рисунок несуществую- щего животного» (модификация Веракса Н. А.), методика «Где чье место?» (Кравцова Е. Е.). Данная диагностическая программа валидна, надежна и апро- бирована. Методики соответствует возрастным и индивидуальными особенно- стям детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=