Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
315 Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. [4] Поэтому наше исследование является актуальным в области психологии развития детей старшего дошкольного возраста. Целью нашего исследования является составление диагностической программы по вы- явлению уровня и особенностей развития речи у детей пятого года жизни. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образова- тельного дошкольного учреждения г. Тулы № 125. Исходной позицией для от- бора методик по изучению восприятия у детей старшего дошкольного возраста явились работы Немова Р. С. и Реан А. А. В состав программы входили сле- дующие методики: «Назови слова», «Расскажи по картинке», «Словарная мо- бильность», «Общий словарный запас», «Исследование особенностей звукового анализа слова», направленные на определение активного словаря ребенка; оп- ределение уровня развития словарного запаса, способности к использованию в своей речи усвоенной лексики; определение общего словарного запаса ребенка; определение уровня развития умения проводить звуковой анализ слова. По итогам проведенной нами количественной и качественной обработки результатов, можно сделать вывод о том, что уровень развития речи и словар- ного запаса у большинства детей средний. Эти дети умеют проводить звуковой анализ слова, придумывают за минуту 4–5 слов на заданную букву, справились с половиной предложенных слогов, составили одну правильную фразу, смогли подобрать три рифмы для двух слов, правильно подобрали прилагательные и образовали уменьшительно-ласкательные формы слов. Только у 25 % детей (3 человека) высокий уровень. Итогом нашей работы стало составление рекомендаций для воспитателей и родителей, направленные на формирование речи детей пятилетнего возраста. Литература 1. Белоусова, А. К. Возрастная психология / А. К. Белоусова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 2. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. 3. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития: Учеб. пособие / Т. Н. Ушакова. – М.: ПерСэ, 2004. 4. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Сер. Развиваем речь / О. С. Ушакова. – Изд-во: ТЦ Сфера Год, 2008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=