Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

314 В. Н. Полетаева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Родной язык в становлении личности дошкольника играет большую роль. Для психологии и педагогики характерно особое отношение к языку и речи, ведь они являются важнейшим средством человеческого познания и общения, каналом передачи и усвоения общечеловеческих ценностей, средством воспи- тания и обучения. Речь является значимым условием развития памяти, мышле- ния, воображения, эмоциональной сферы личности и т.д. Сензитивным перио- дом развития речи считается ранний детский возраст, а для дошкольного возраста характерно активное усвоение ребенком разговорного языка, развитие грамматической, лексической и других сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте способствует как умственному, так и личностному, нравственному развитию ребенка. [1] Одним из первых Ф. де Соссюр развел в науке понятие языка и речи, по- скольку речь и язык считались синонимами. Т. Н. Ушакова определяет язык как скрытую систему лексических единиц, а также правил их соединения в речи. А. Р. Лурия предлагает определять язык как сложную систему кодов, обозна- чающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы. [2] К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами. Ребенок свободно говорит на родном языке, поет песенки, рассказывает сказки и играет в словесные (ре- чевые) игры один или с родителями и друзьями. В 5 лет ребенок, согласно ис- следованиям, практически идеально произносит различные звуки. Он отлично излагает собственные мысли, понимает смысл некоторых пословиц, находит ошибки в речи у других товарищей. Психологические исследования ребенка 5 лет показывают, что в этот период он может сказать собственное имя, возраст, адрес; объяснить значения различных слов; петь и читать, рассказывать исто- рии; отгадывать загадки и понимать шутки. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т.е. ребенок учится целенаправленно планиро- вать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Важнейшей предпо- сылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является соз- дание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникно- вению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и ско- ванные дети вступают в речевое общение и раскрываются. [3]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=