Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

308 Для работы по развитию словарного запаса можно порекомендовать сле- дующие направления: – Развитие пассивного словаря обобщений: классификация предметов по картинкам; выделить из серии слов только названия домашних животных, транспорта; игра «Назови лишнее слово». – Активизация и закрепление словаря обобщающих слов: «Назови одним словом», «Что общего?». – Развитие номинативного словаря: проговаривание наименований пред- мета, создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. Активиза- ция и закрепление словаря существительных: игра «Угадай, кто так делает?», «Чудесный мешочек», «Разложи картинки по сходству», «Пара к паре» (подоб- рать слова по аналогии на основе различных признаков), дополнение смысло- вого ряда. Развитие предикативного словаря: лото «Кто быстрее принесет кар- тинку», игра «Найди приятеля». – Активизация и закрепление словаря глаголов: игра «Кто как кричит?», лото «Кто как передвигается?», игра с мячом «Скажи наоборот». – Развитие атрибутивного словаря: «Назови лишнее слово», отгадывание по картинкам загадок-описаний, отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. – Обогащение словаря синонимов: игра «Придумай предложение», игра «Как сказать?», игра «Конкурс слов – сравнений», игра «Подбери слово». Обо- гащение словаря антонимов: выбрать из трех слов два слова – «неприятеля», игра «Закончи предложение», игра «Сравни!» [2; 4]. Предложенные рекомендации, основанные на результатах проведённого исследования, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Их использование воз- можно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя дет- ского сада, также ими могут пользоваться родители. Литература 1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у до- школьников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 2003. 2. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О. Ю. Фи- лимонова. – СПб., 2007. 3. Филичева, Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т. Б. Филичева // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов: В 5 кн. / Т. Б. Филичева; Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2007. – Кн. 5: Фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсор- ной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 181–186. 4. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи / Г. С. Швай- ко. – М.: Айрис-пресс, 2006. 5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М., 1958.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=