Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
307 старшую группу детского сада для детей с нарушениями речи. Эксперимент про- водился на базе МДОУ детский сад № 5 комбинированного вида г. Венёва. В экспериментальной работе были выявлены количественные и качествен- ные показатели уровня развития лексического строя речи у детей с ОНР III уровня. Дети показали низкий уровень развития словаря. Зафиксированные при этом недостатки выражались в ограничении объёма словаря: у обследованных детей словарь ограничивался элементарными знаниями (бытовой тематикой), неточном употреблении слов. Дети с ОНР испытывали затруднения при ответе, не понимали значения многих слов, не знали названия многих предметов. Наиболее трудными темами для детей явились: «Рыбы» (лещ, сом, окунь), «Ягоды» (смородина, малина), «Птицы» (голубь, сорока, снегирь), «Транспорт» (троллейбус, поезд). Большинство испытуемых путали предметы со сходными чертами, как например, вместо редиски показывали свеклу, вместо блюдца – тарелку, вместо стула – кресло, вместо кровати – диван, вместо платья – юбку и т. д. Также отличались частые замены одного слова на другое: например, дети называли вместо сосны – ёлку, вместо снегиря – воробья, вместо колокольчика – ландыш и т. д. Ребята часто заменяли название одних предметов на другие на основе внешнего сходства: воробей – синица; шляпа – панама; ботинки – крос- совки; лось – олень и т. д. Встретились такие трудности при обследовании словаря существительных, как отказ от ответа или ошибочный показ картинки, чаще всего это были кар- тинки доступные их восприятию, но не связанные с их повседневной деятель- ностью. Возникали ошибки в назывании таких существительных как лось, смо- родина, рубашка, валенки, платок, клещи т. д. Отсутствие этих слов в словаре детей с ОНР III уровня объясняется бедностью словарного запаса, неточным употреблением слов, непониманием обобщающих слов, малой активностью лексики в различных видах деятельности и ограниченном запасе представлений об окружающем мире. При обследовании словаря глаголов дети не узнавали больше всего слов и давали ошибочные ответы (моет, стирает, спит и т. д.). Многие ребята затруд- нялись в выборе картинок по теме «Кто что делает?» «Название профессий», «Кто как кричит?». В итоге, многие глаголы для детей незнакомы или их значе- ние часто является для них непонятным, и поэтому были отказы от ответа, не- точное употребление слов, замена названий действий другими. При обследовании словаря признаков были выявлены ошибки в употреб- лении антонимов: широкий – «длинный», длинный – «низкий», больной – «не больной». Дети часто испытывали затруднения при ответе, прибегали к помо- щи экспериментатора в виде наводящих вопросов, подсказок. Также дети пута- лись в названии формы предмета (квадратный, прямоугольный). В обследовании словаря числительных дети допускали ошибки в оконча- ниях и путались при назывании чисел по порядку. Анализ результатов экспериментальной работы показал, что у детей с ОНР III уровня преимущественно малый объём словаря; преобладает пассивный словарь над активным; дети не знают значения слов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=