Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

306 Н. С. Петрова Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. Н. Лебедева ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обуче- нию является правильная, хорошо развитая речь. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В.Виноградов, А. В.Запорожец, А. А. Ле- онтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А.Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Не- полноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормо- зится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значе- ние в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов [5]. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в разви- тии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [1]. В настоящее время актуальна проблема развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Р.Е. Левина выделила три уровня рече- вого развития. Т.Б. Филичева выделяет четвёртый уровень речевого развития, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи [3]. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что усвоение лек- сики у детей с ОНР проходит такие же этапы, со строгой взаимосвязью в разви- тии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии ре- чи. Но у детей с ОНР отмечается системное недоразвитие речи, поэтому у них отмечается в основном низкий уровень сформированности словаря [1]. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуж- даются в дополнительном стимулировании активного и пассивного словаря. Нами проводилось изучение состояния словарного запаса у детей дошколь- ного возраста. В исследовании принимали участие 15 детей с ОНР, посещающих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=